Главная » Файлы » Мои файлы

О проекте "Мы этой памяти верны!"
15.03.2015, 18:26

Проект «Мы этой памяти верны!»

Автор В.А. Бузина, учитель высшей категории, руководитель школьного музея боевой славы МБОУ Вазьянской СОШ, Заслуженный учитель РФ.

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Толстой А. Н.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. 

Система ценностей обозначена нашим государством, о чем свидетельствуют:  Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России.

В МБОУ Вазьнской СОШ сложилась и совершенствуется система патриотического воспитания,  обеспечивающая формирование у детей и подростков патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Системообразующей деятельностью является познавательная деятельность.

   В МБОУ Вазьянской СОШ созданы необходимые условия для военно-патриотической работы:  в 1986 году создан и работает по настоящее время музей Боевой Славы. В   музее собран уникальный материал, рассказывающий о подвигах односельчан  защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны, на его основе проходят различные мероприятия. Фонды музея пополняются постоянно.

В музее также хранятся материалы, переданные матерью жителя села Вазьянка  Валерия Караганова, погибшего в Афганистане в 1980 году. В   фойе школы установлены бюсты героям-землякам Валерию Караганову и Зинаиде Афониной, героически погибшей во время Великой Отечественной войны, а на здании школы   мемориальные доски этим героическим выпускникам.

Стенды музея постоянно обновляются, содержание экскурсий дополняется. В музее появились материалы о нашем земляке, генерале-полковнике Генералове Леониде Евстафьевиче, бывшем командарме 40-й армии в составе Ограниченного контингента войск в Афганистане

На базе музея ведётся исследовательская работа детей (поездки по местам родного края, подготовка и выступление на конференциях, разработка и проведение экскурсий по музею и селу).  Школа работает по программе развития «Школа гражданственности и патриотизма», основанной на патриотическом направлении. С 2007 г. действует военно-патриотический клуб «Патриот», ежегодно участвующий в смотрах-конкурсах патриотических клубов и объединений Нижегородской области.  В 2010 году на базе музея было создано детское экскурсионное бюро (некоторые  учащиеся-экскурсоводы прошли обучение в Центре детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области).

В 2010 году вышла в свет   книга «С чего начинается Родина?», авторами которой являются педагоги школы, в книге обобщен опыт по формированию у учащихся гражданско-патриотических  качеств на примере деятельности музея боевой славы, патриотического кружка и военно-патриотического клуба «Патриот».

Музей является центром нашей воспитательной работы, в нём встречаются и понимают друг друга представители разных поколений, от первоклассника до убелённого сединами ветерана. На базе музея проходило выездное заседание Спасского районного   Совета ветеранов войны и труда, посвящённое подготовке к празднованию 70-летия Победы. Поводом прихода в музей являются не только даты, связанные с историческим прошлым, но и обычные, любимые всеми детьми праздники. Так, например, бывший руководитель музея Арбузова Александра Алексеевна, учитель литературы, проводила «Ёлки в музее», где дети узнавали, как встречали Новый год во время войны, а в конце мероприятия «фронтовой» Дед мороз вручал ребятам пряники, такое привычное лакомство сегодня, и такое редкое в те годы.

Со старшеклассниками организуются поездки по местам нахождения обелисков воинской славы Спасского района, во время которых они  проводят уборку их территории, встречаются с жителями сел. В нашей школе учатся дети из одиннадцати поселений нашего района, и всем обелискам в них уделяется должное внимание. Актив музея является постоянно  участвует в  смотрах-конкурсах школьных музеев.

В 2013 году наш музей стал победителем областного конкурса, организованного Законодательным собранием Нижегородской области, в качестве приза музей получил мультимедийное оборудование и множительную технику. В 2014 году музей был признан лучшим школьным музеем в районе.

 Выпускники школы  стремятся к продолжению образования, умеют адаптироваться к новой организации учебы. Школа экскурсоводов музея боевой славы помогла многим выпускникам определиться в  выборе будущей профессии. Среди выпускников школы есть такие, на выбор будущей профессии которых повлияло то, что в годы учёбы они прошли школу экскурсоводов школьного музея Боевой Славы: Кутьина Елена Павловна, директор Спасского народного музея, Арбузова Галина Владимировна, экскурсовод нижегородского музея им. Горького, Морозова Ольга Павловна, учитель истории нашей школы и другие.

Для развития условий формирования системного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию в школе разрабатываются и реализуются социальные проекты, проходят патриотические акции и мероприятия.

 В 2014 году в преддверии 70-летия  Победы в Великой Отечественной войне разработан проект «Мы этой памяти верны!», целями которого являются:

  1. Повышение  интереса учащихся к истории Великой Отечественной войны, расширение их знания о трагических и героических страницах военного времени.
  2. Сбор, хранение и распространение материалов об участниках и людях, живших, трудившихся и помнящих годы Великой Отечественной войны, о героических земляках.

 Проект стартовал в начале года общешкольным мероприятием, которое подготовили и провели члены кружка «Музейное дело», они рассказали об ужасах войны, о тяжелых военных годах, о самоотверженности солдат и офицеров, о самоотдаче тружеников тыла, о страшных потерях. Этот учебный год в нашей школе был объявлен  годом   Памяти. Учащиеся школы решили увековечить память о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, узников концлагерей на знаменах памяти своей школы в знак благодарности и глубокого уважения, в знак скорби о том, что не дожили эти люди до нашего  праздника – 70-летия Победы.      В семьях наших учеников есть прадедушки и прабабушки, которые участвовали в боевых сражениях, и те, кто работал для фронта,  для победы, и те, чьё детство опалила война. Их имена будут озвучены  в День Победы.

В рамках проекта запланированы и проводятся различные мероприятия:

- торжественные линейки и Уроки Мужества;

- встречи с родственниками участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, детьми войны;

-литературно-музыкальные вечера, конкурсы чтецов;

-  военно-спортивные праздники, Дни здоровья;

- спортивные соревнования на кубок Валерия Караганова;

- школьный туристический слет;

- экскурсии в музеи;

- уход за территориями  памятников погибшим воинам, за могилой В. Караганова;

-  работа учащихся в поисковом отряде «Война глазами детей»;

- школьный конкурс на лучшую рукописную книгу памяти, посвящённый годовщине Победы в Великой Отечественной войне, конкурсы чтецов, военных песен  и рисунков;

- различные викторины и уроки знаний, заочные экскурсии;

- благотворительные акции;

- читательские конференции и родительские собрания;

- статьи учащихся в районную и областные газеты, их творческие работы.

Это далеко не полный перечень мероприятий проекта.

В актив проекта входят: руководитель школьного музея боевой славы, заместитель директора по УВР, старшая вожатая, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного научного общества, представители Совета старшеклассников. 

Реализуют  проект  все участники образовательного процесса: педагоги, родители, учащиеся с привлечение наших социальных партнеров. Разработаны методические рекомендации для участников по реализации проекта.

Все мероприятия проекта проводятся в соответствии с планом его реализации. Так, в ноябре-декабре во всех классах прошли викторины о Великой Отечественной войне, уроки знаний, посвящённые Конституции России, Дню народного единства, общешкольное родительское собрание, праздничное мероприятие, посвящённое Дню матери.

Кружковцы организовывали встречи с людьми, чьё детство прошло в  военные годы, с родственниками участников Великой Отечественной войны. По собранному материалу подготовлено открытое мероприятие «От первого лица», героями которого являются: солдаты, труженики тыла, дети войны. Это поэтический рассказ о судьбах земляков в годы Великой Отечественной войны. Среди них – братья Кузнецовы: Михаил Рафаилович и Александр Рафаилович, которые в мирное время были трактористами, а в военное – танкистами, прошли славный боевой путь, отмечены высокими наградами, а затем снова работали в колхозе и добились высоких наград за доблестный труд. Рассказ о войне Александра поэтесса Юлия Николаева записала в стихах. Следующая история   о женщинах, собирающихся прожить счастливую мирную жизнь, растить детей, но сбыться этим мирным планам помешала война. Это радистка Зинаида Афонина, героически погибшая под Будапештом, её письмо брату с фронта в стихах предлагается слушателям, и вдова солдата, пропавшего без вести Бузина Анна, которая всю жизнь ждала мужа с войны и только в 50-летний юбилей Победы написала и прочла на митинге Памяти стихотворение о нелёгкой судьбе вдов. С детьми война обходилась особенно беспощадно, и следующий рассказ о девочке Манечке, которая чудом выжила во время бомбёжки, потому что бабушка закрыта её своим телом, и стихи, которые написала о войне повзрослевшая девочка. Всё это учащиеся с трепетом доносят до слушателей, так как они сами нашли необходимые сведения, встречаясь с героями поэтического рассказа и их родственниками.

Материалы поисковой работы отправлены на конкурс, объявленный  к 70-летию Победы районной газетой «Сельские зори» «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Патриотизму нельзя научить, его  надо трепетно воспитывать через творческие погружения в родную историю, культуру, чтобы он стал внутренним чувством ребенка, а внутреннее чувство, рожденное в детском сознании, с годами прорастёт в осознанные убеждения, принципы и ценности нового поколения российских граждан, которые  станут необходимым ресурсом прочности и стабильности нашего многонационального российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: tina
Просмотров: 404 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar