Главная » Файлы » Мои файлы

Как учителю не "сгореть" на работе
15.03.2015, 19:18

Как учителю не сгореть на работе 
Что нужно знать, чтобы побороть усталость и стресc Признаки выгорания 
Профессия учителя принадлежит к числу помогающих. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются. 
Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя: ощущение тупика, одиночество; периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи; ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации; понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока; резкость и несдержанность в общении с коллегами; не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен; начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть); непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе; ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата; желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги; ощущение бесправия и принесения себя в жертву; желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше; комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь; начинаешь хуже выглядеть; Почему это происходит 
Не многие отдают себе в этом отчет, но ситуацию усугубляет одиночество учителя в школе — как ни странно это звучит. Педагог всегда в круговороте дел, обязанностей, в череде уроков и сутолоке перемен, но он один — перед администрацией, перед требованиями родителей, перед учениками. Учитель отвечает за все, не имея возможности разделить это бремя, посоветоваться, получить поддержку в трудный момент. Недаром в учительской почти всегда можно услышать, как педагоги жалуются друг другу на очередные свои проблемы. Это означает, что они нашли стихийный, но довольно действенный способ психологической разгрузки. Выгорание провоцируется и чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют: большое количество детей в классе, поточную работу; неумение снять напряжение, слить негативные эмоции; маленькую зарплату; недостаточность профессиональной поддержки; слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями; Домашнее задание: порадовать себя 
Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно. Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии, которые зачастую используют сами психологи, тоже подверженные выгоранию. Супервизор — это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интервизия — обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения. 
Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана. 
Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов: чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации; - долгий и крепкий сон, возможность выспаться; - не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален; отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять; искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных; умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь); заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу; занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога...) и водные процедуры (душ, ванна, сауна); опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать; развлечения (поход в кино, в кафе...); любимые занятия (чтение, пение, садоводство...); общение с природой (прогулки в парке и по лесу); установление простого человеческого контакта с учениками; позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами; человеческая поддержка со стороны начальства; отдых после работы в тишине; умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы; общение с близкими и друзьями; общение с любимым человеком; профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений; выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее. 

Источник: http://Cуксова Виктория , журнал «Первое сентября» , № 7 2008г
 

Категория: Мои файлы | Добавил: tina
Просмотров: 345 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar